Особенно доказательным в этом смысле является применение методики сократического диалога в процессе комплексной терапии истерических состояний, в том числе и относящихся к наименее курабельным, а именно, истериям характера, или, как чаще говорят, историям психопатического круга. Здесь врач, используя свойственные истерикам эгоцентризм с повышенной обидчивостью и стремлением к красованию, может добиться успеха, предприняв решительную атаку, целью которой является показ всей неприглядности жизненной позиции и всего поведения истерика. Яркое, обличающее наступление подобного плана приведено С. И. Консторумом в его книге «Опыт практической психотерапии»
«В чем сущность всех ваших болезненных проявлений? В том, что вы расписываетесь в своей несостоятельности. Co стороны окружающих это вызывает к себе насмешливо-ироническое отношение, такое же примерно, какое вызывает у москвича вид человека, в смертельном страхе останавливающегося перед эскалатором.
Этот человек смешон, ибо на его глазах десятки и сотни» людей, .старых и молодых, взрослых и детей, мужчин и женщин преспокойно .ступают на эскалатор, но присущий ему консерватизм, присущая ему косность не позволяют довериться движущейся лестнице. Этим демонстрирует он .свою наивность, свой провинциализм, свою несостоятельность. Это и делает его смешным. С таким же точно ироническим сожалением наблюдатель, не врач, относится ко всяким крикам, припадкам и т. п. Но мало того. Если для окружающих, не врачей, все это смешно, то для врача все это приобретает еще иной, более серьезный привкус. В глазах врача всякое почти, так называемое, истерическое проявление н е п р и л и ч н о. Именно неприлично. Потому что бессилие, лежащее в основе истерических проявлений, всегда почти свидетельствует о какой-либо несостоятельности человека, о личной неудаче. Можно
глубоко страдать от неразделенной любви, от измены, от половой неудовлетворенности, но нельзя же кричать об этом вслух, посвящать в это посторонних. Это значит выставлять напоказ свое уязвленное самолюбие. Так в старое время поступали нищие на церковной паперти, демонстрировавшие свои раны и язвы, чтобы разжалобить проходящих. Тяжесть вашей болезни, глубина вашего падения заключается в том, что вы этого не понимаете, что вы не отдаете себе отчета в том, как вы расцениваетесь окружащими»